Меню

Закрыть
Новости

Что тебе снится, раб на галерах, или как КИТ собирал образ идеального IT-офиса

Опубликовано: 10.05.2018
Что тебе снится, раб на галерах,  или как КИТ собирал образ идеального IT-офиса


Относительно благополучно пережив «буремни» 14-18 годы, украинский рынок IT продолжает задавать тренды в украинской офисной недвижимости. Испытывает на прочность всех и вся кругом: девелоперов, архитектурные и дизайнерские бюро, терпение своих финансовых служб и жалобы всем всегда недовольных сотрудников. И, конечно, не оставляет в стороне нас риэлторов.

Мы — компания с гордым морским именем КИТ — решили закатить повыше рукава своих матросок и отправиться на поиск идеального места обитания больших, средних и малых IT-команд. Мы искали существующие и пока еще воображаемые пространства, где хорошо работалось бы людям с большими головами, добрым сердцем и двадцатью пятью часами чистого рабочего времени в день.

Мы хотели поговорить с загадочной айтишной душой в формате «ты мне правду скажи…». Преследовали, с одной стороны, важную для себя операционную цель: понять, «чего хочет женщина». Хотели услышать голос того самого парня, который «гребет» на пресловутой «галере», а не того, кто ставит техническое задание на поиск нового помещения. С другой стороны, нас подтолкнула на исследование надежда, что полученные результаты будут полезны в том числе и девелоперам/строителям в проектировании новых объектов в формате как нужно рынку, а не как им хочется.

Вот, что у нас получилось.

База исследования — 62 киевские IT-компании

  1. Ключевые вопросы исследования:
    1. Основные характеристики офисных помещений.
    2. Техническая оснащенность офисных помещений
    3. Локация и инфраструктура.
    4. Внутреннее пространство. Дизайн.
    5. Ответы вне конкурсной программы
    6. Резюме

 Техническая оснащенность офиса

 

 

Хотим верить, что сухие цифры исследования, будут интересны украинским девелоперам. Для этого мы и затеяли разговор с более чем полусотней компаний, определяющих лицо современного IT-рынка. Пусть спрос найдет предложение и плыть по морям кода украинским айтишникам будет с каждым днем комфортнее.

 

 

 

По его словам, в части ответов было подчеркнута энергетическая безопасность. Здания должны иметь дублирующиеся источники электроэнергии. Также крупные и средние игроки отмечали критическую важность как минимум в двух провайдерах, обеспечивающих высокоскоростную работу интернета.

Наличие кухни, парковки и велопарковки воспринимается как «гигиенический минимум». Речь чаще идет в формате, сколько мест выделяется на конкретный офис, а не нужна или не нужна парковка как таковая.

 Что поблизости

Руководителям компаний оценили важность элементов инфраструктуры БЦ по 5-ти балльной шкале:

 

Некоторые компании организовывают трансфер от метро к офису и обратно для своих сотрудников. Но не все могут себе это позволить. Поэтому самым важным элементом оказалась транспортная развязка и, конечно, большой паркинг.

 

Рабочее пространство

 

Стандартный офис для IT-сферы — это open space, оборудованный различными зонами: переговорными, конференц-залами, зоной отдыха, спортивной, игровой зонами и кухней. Создание атмосферы «дом-офис» не только оправдано, но и необходимо, чтобы сотрудники могли чувствовать себя комфортно, отдохнуть, снять стресс и с новыми силами продолжать работу.

 

Формат open space позволяет максимально рационально использовать офисную площадь, выстраивая коммуникации в команде и экономить средства. Open space должен иметь хорошее освещение, комфортный климат, минимальный уровень шума, на одно рабочее место должно приходиться не менее 9-12 кв. м площади. При этом важно понимать, что для переговоров с клиентом в онлайне или для приватного общения не подходит рабочее место. Например, в офисе компании EPAM стоят так называемые «телефонные будки» и несколько типов переговорных, 4 из которых — это большие meeting room с возможностью проведения видео-конференций.

 

В целом исследование подтвердило гипотезу, что айтишник тоже человек. Причем достаточно творческий. И, может быть, чуточку более избалованный комфортом. Креативная волна пробивается в тех местах, где это не мешает бизнес-процессам. Например, трендом последних лет стал нейминг переговорочных. Это могут быть названия продуктов компании, например, имена известных личностей, названия планет или городов.

 

IT-компании арендуют офисы с кабинетной системой и open space. В некоторых компаниях присутствует смешанная форма организации рабочего пространства. Собранные ответы показывают, что примерно половина сотрудников в офисах open space не удовлетворены условиями работы, они хотят уединения и тишины. Поэтому во многих офисах рабочие места зоны open space разделены высокими стеклянными шумоизоляционными перегородками и зонированы в «кубики» по 4-6 мест. Также при необходимости можно поработать в тишине в свободных meeting room, где хорошая звукоизоляция. Опрос выявил, что в 40 офисах из 62 используют формат open space (64,5%), а кабинетную и смешанную организацию рабочей зоны применяют 3 и 17 офисов соответственно (4,8% и 27,4%).

 

Анатолий, Consultant/Project Manager, компания GlobalLogic:

 

«В первую очередь нравится отличное расположение переговорок и удобная мебель. Всегда есть свободные конференц-румы. В случае необходимости обсудить какой-то личный вопрос, всегда найдешь место, где можно уединиться. Недостаток — отсутствие столов, которые регулируются по высоте».

 

Оптимизация наше все

 

Как бы ты ни был богат, управление затратами никто не отменял. Вот и до нашего рынка добрался тренд оптимизации и повышение эффективности квадратного метра. Одним из актуальнах форматов становится share desk (работаю, где хочу), который можно назвать модернизированным open space, где сотрудники не имеют закрепленного рабочего места, а, приходя на работу, занимают свободное. В Украине тренд пока формате бета-теста. Но в процессе интервьюирования нам показалось, что в ближайшем будущем он может «зайти». Знающие люди говорят, что мы в Украине share desk еще просто не научились готовить. А когда научимся — сможем сократить объем арендуемых площадей до 30-40%, а следовательно, и стоимость аренды.

 

Под пристальным вниманием оптимизации и улучшения оказалось и само рабочее место. Многие ребята вкалывают будь здоров и подавляющее большинство рабочих часов находятся в сидячем положении. Отсюда часто возникавшие комментарии, мол, «здорово, что рабочее место регулируется по высоте или как хотелось бы, чтобы так было». Особо выделяющиеся своей инновационностью компании вводят в практику стоячие рабочие места.

 

Отдых и вдохновение

 

Большие украинские IT-игроки в желании угодить играют по-крупному. Прошло время удивляться внутренним кафе, пивным барам, парикмахерским, бассейнам и тренажерным залам. Самые крутышки – как, например, Plarium — вслед за досугом претендуют и на управление здоровьем своей команды. И не размениваясь на мелочь, оборудуют собственные медсанчасти. Часть компаний исповедуют философию «спорт есть молодость», открывая фитнес-зоны, спортивные площадки, залы для йоги, тенниса и бильярда. Другие делают акцент на творчестве, создавая relax zone с барабанами или гитарами, комнаты для рисования и лепки, мини-кинотеатры или библиотеки. В целом, выбор неформальных территорий внутри офисного пространства зависит как от направленности компании, так и от предпочтений сотрудников. Руководство многих IT-компаний уже смирилось, что инвестировать в это надо. Порой неприличные суммы. Часть из топов, правда, делают это с пониманием, что прибыль, приносимая мотивированными сотрудниками, несопоставима с затратами по усовершенствованию офиса.

 

 

Поесть мы любим

IT-компании любят уделять внимание зонам питания. Из интересных дополнений стандартно оборудованной кухне, можно выделить попкорн-машины, барные стойки, кофе-поинты, отдельные холодильники с мороженым и стеллажи со свежими фруктами. Для поддержания уровня пищеварения некоторые ребята располагают зоны трапезы таким образом, чтобы можно было, жуя, смотреть в прекрасное будущее через панорамные окна. Ну, и на террасу выйти из этой же самой кухни подальше от серых двоичных кодов.

 

Вячеслав, QA engineer,  компания Lucky Labs:

«Нравится, что офис — отдельное здание. Есть спортзал, большая кухня, игровая комната и настольный футбол. Много перегородок и meeting–room. Есть велопарковка и душ — многие приезжают на велосипедах. Улучшить нужно систему кондиционирования и вентилирования. Бывает, не хватает воздуха».

Дизайн помещений IT-компаний не скупится на яркие решения и разнообразие стилей:

 

Вот еще фишки пространства и оснащения, которые выделяли опрашиваемые как достаточно важные: мансарды, капсулы для сна, массажные кабинеты, детские комнаты, телескопы, самокаты, сигвеи, скейтборты, оборудованные крыши, барбекю, фонтаны, парки. Многие компании с удовольствием заводят офисных животных. Большая площадь и демократичная обстановка в помещении обычно это позволяют. В киевских офисах IT-компаний живут шиншиллы, кошки, собаки, аквариумные рыбки.

Дефицит

На уровне «простых роботяг» маркетинговое бюро Monya Gets, проводившее исследование, зафиксировало борьбу довольных с теми, кому душно, тесно и шумно.

На уровне топ-менеджеров, отвечающих за развитие, самым повторяемым словом было – дефицит. Он проявлялся на всех уровнях: не хватает хороших площадей, не хватает грамотного управления объектом недвижимости. Мало парковок, категорически недостаточный уровень энергобезопасности и т.д.

Хотим верить, что сухие цифры исследования, будут интересны украинским девелоперам. Для этого мы и затеяли разговор с более чем полусотней компаний, определяющих лицо современного IT-рынка. Пусть спрос найдет предложение и плыть по морям кода украинским айтишникам будет с каждым днем комфортнее.