Новости

Open space – достоинства, неудобства, приемы организации

Опубликовано: 19.11.2020
Open space – достоинства, неудобства, приемы организации


Сорок лет назад англичанин Фрэнк Даффи, студент архитектурного факультета, придумал офис открытого типа, без внутренних перегородок. Сегодня в стиле open space организуются 70% от всех предлагаемых бизнес-помещений в мире. Формат стал популярным из-за ряда преимущество, но и выявил минусы.

Сущность открытой организации пространства

Планировка без внутренних перегородок реализует идею командного духа, игнорирования границ между статусами сотрудников. Офис открытого типа – одно помещение для всего персонала фирмы, с минимальным количеством мебели, большими свободными участками.

Рабочие места организованы по линейной схеме или группами, иногда разграничиваются легкими перегородками. Отдельные зоны предусмотрены для топ-менеджеров, но иногда и руководитель «поселяется» вместе с коллективом. Его стол выделяется формой, размером, контрастным цветом.

Преимущества офисных помещений open space

Удобство работы всем коллективом на едином пространстве более всего оценили представители творческих бизнес-сфер: команды дизайнеров, IT-разработчики, редакции СМИ, рекламные агентства. Удобство формата выражается в следующих преимуществах:

  • простота общения между сотрудниками, оперативность решения ежедневных вопросов, требующих коллегиального решения;
  • эффективный контроль со стороны руководителя. Возможность визуальной оценки занятости, работоспособности персонала;
  • экономичность: меньшие, чем для классического помещения расходы на содержание;
  • отсутствие разговоров «за закрытой дверью», что способствует психологическому здоровью коллектива;
  • понимание каждым сотрудником направлений деятельности, стратегии компании;
  • быстрая адаптация к рабочему процессу «новичков»;
  • меньший риск разглашения коммерческой тайны, злоупотребления служебным положением.

Свободное общение – одна из главных концепций формата, призванная сплотить коллектив. В условиях современных технологических возможностей данная составляющая приобрела иные черты: сослуживцы общаются в мессенджерах, по электронной почте, что лишает коммуникации эмоциональной составляющей.  Есть и другие факторы, снижающие привлекательность офисных помещений открытого типа.

Отрицательные моменты в конфигурации open space

Единое рабочее пространство часто сравнивают с не утихающим ни на минуту пчелиным ульем. Для кого-то постоянный гул, телефонные звонки быстро становится привычной атмосферой, для других – раздражающим фактором. Высокий уровень шума – основной недостаток формата.

Изрядной ложкой дегтя являются бытовые конфликты, не затрагивающие корпоративных вопросов. Причинами стычек могут стать духота, сквозняк, вредная привычка коллеги, включенный кондиционер, степень закрытия жалюзи, исчезновение ручки, мыши и проч. Даже десяти человекам трудно прийти к согласию по бытовым вопросам, а в крупных фирмах штат гораздо больше.

Другие недостатки:

  • отсутствие приватной зоны. Людям из кабинетов сложно привыкнуть к тому, что теперь все, в том числе воздух вокруг рабочего стола, нужно делить с соседом;
  • высокий риск распространения инфекций.

Статистика показывает, что негативные условия сильно снижают работоспособность. Из-за невозможности сосредоточиться на выполняемой задаче среднестатистический работник теряет 86 минут рабочего времени ежедневно. Особенно ярко отвлекающие факторы проявляются в экстремальном варианте офисов open space – формате hotdesking, когда за каждым человеком отсутствует жестко закрепленное рабочее место.

Как достичь баланса? 

Сохранить положительные стороны открытых офисных пространств позволяет правильная организация пространства и работы. О создании благоприятной атмосферы должно позаботиться руководство, HR-менеджер. Вот что можно предпринять:

  • установить перегородки;
  • вынести call-центр, шумную оргтехнику в отдельное помещение;
  • организовать автономную зону питания. В этом случае шелест ланч-боксов и включение кофе-машины не будут раздражать весь коллектив;
  • оптимизировать интерьер, организовать живые зеленые зоны из растений;
  • организовать качественное освещение;
  • создать корпоративную культуру, т.е. оговорить правила поведения.

Нормы делового этикета должны иметь рекомендательный характер. Например, вместо грубого запрета на личные телефонные разговоры можно предложить вести приватные переговоры в лаунж-зоне, чтобы не смущать остальных, не мешать бизнес-процессу. Нормами должны стать тихий тембр голоса, отсутствие привычки кушать на рабочем месте.

 Прозрачность, открытость, привлекательные интерьеры офисов открытого типа позволили им быстро завоевать большие города. Для отдельных коммерческих сфер открытая конфигурация – находка, основа для совершенствования и развития с отличными перспективами.

Компаниям, чья деятельность связана с постоянным общением по телефону, требует тишины и сосредоточенности, стоит рассмотреть другие варианты планировки.