Новости

Преобразование офисного пространства после пандемии

Опубликовано: 09.04.2021
Преобразование офисного пространства после пандемии


Эпидемический фактор повлиял на все бизнес-сферы. После исчезновения угрозы массового заражения коронавирусом изменится облик, функционал рабочих помещений. Всемирно известные эксперты, аналитики строят новые модели, формируют трендовые форматы офисов будущего. 

Результаты перехода на дистанционную работу

В условиях пандемии на «удаленку» перешли целые отрасли: наука, образование, IT-сфера, торговля, социальное, медицинское страхование и проч. На основании данных опросов выявлены следующие тенденции:

  • при дистанционной работе не снизилась продуктивность труда;
  • многие мечтают вернуться к прежнему режиму труда из-за накопившейся усталости от онлайн-конференций и митингов;
  • дефицита межличностного общения приводит к частичной утере накопленных ценностей корпоративной культуры;
  • снижается творческая, новаторская составляющая, характерная для спонтанного, а не запланированного делового взаимодействия.

Изменения произошли в структуре сделок с офисной недвижимостью. Из-за неясных перспектив арендодатели неактивно сдают площади на длительное время. Растет процент договоров продления аренды на небольшой срок. В условиях роста вакантности собственники идут на уступки, чтобы поддержать спрос, предлагают арендные каникулы.

Перечисленные факторы уже повлияли на подход к организации рабочих мест и продолжат видоизменять классические форматы офисов.

Прогноз на будущее – гибридный офис

По данным аналитических отчетов, после пандемии компании, работающие в абсолютно дистанционном режиме, будут редкостью. Их доля в общей массе составит 10-12%. Процент организаций, сотрудники которых будут работать вне дома полную рабочую неделю, сократится до десяти. Лидирующие позиции в постпандемичной жизни займут представители бизнеса, использующие гибридные офисные пространства.

Идея гибридной концепции состоит в следующем: работники часть недели выполняют свои обязанности в офисном помещении, часть – работают из дома. Сочетание традиционного и дистанционного графика дает возможность не терять ощущение команды, но независимо и гибко планировать рабочее время. Пропорция посещений зависит от специфики бизнеса, команды, личных пожеланий. Психологически комфортный вариант – выход из дома дважды в неделю. Для минимизации количества людей, одновременно присутствующих в помещении, требуется активное управление рабочим графиком.

За счет привлечения региональных специалистов, которые могут осуществлять свои функции из любого места, в удобное время, руководители наращивают кадровый резерв.

Смешанный формат деловой активности предполагает изменения в планировках. Спросом будут пользоваться помещения, в которых:

  • организовано социальное дистанцирование;
  • внедрена система hot desking (свободное место, предназначенное для одного работника, доступно нескольким);
  • обустроены просторные зоны для отдыха и неформального общения;
  • есть изолированные комнаты переговоров;
  • определены непересекающиеся потоки перемещений (путем размещения напольных стрелок, указателей);
  • в оснащении реализованы технические решения для оперативного подключения удаленных средств коммуникации.

Актуальным останется вопрос локации коммерческой недвижимости гибридного типа. Выход на работу пару раз в неделю логично совместить с посещением инфраструктурных объектов. По этой причине площади в БЦ в центральных районах городов будут востребованы.

Аналитики предполагают и тенденцию ухода расположения деловой резиденции от центральных районов. Дорога на работу – один из главных минусов классического трудового графика, связанный в условиях пандемии не только с тратой времени, но и с повышенным риском заражения. Этот фактор будут учитывать арендаторы, отдавая предпочтение локациям в спальных районах.

Как изменятся условия аренды?

Жизнь в условиях локдаунов повлияла на отношения между сотрудниками и работодателями, между собственниками и арендаторами. Все сейчас имеют возможность измениться, адаптироваться к реалиям, подобрать наиболее выгодный и результативный формат ведения бизнеса. 

В ближайшей перспективе ожидаются следующие трансформации:

  • ежегодный пересмотр необходимого объема офисных помещений. Текущий стандарт – 5-10 лет;
  • возможность освобождения арендаторами части площади в случае необходимости (по договору);
  • аренда офисов в коворкингах без предоставления сопутствующих услуг

Единого рецепта решения «квартирного вопроса» для корпораций нет. Но очевидно, что скорость адаптации компаний и владельцев коммерческой недвижимости к новой реальности, оперативность преобразования офисных пространств напрямую повлияют на здоровье, благополучие сотрудников, процветание бизнеса.